Обнаружена связь между геном долголетия и выведением холестерина

10.09.2007

Ученые Массачусетского технологического института, работающие под руководством профессора Леонарда Гуаренте (Leonard Guarente), установили, что ген SIRT1, обеспечивающий обусловленное дефицитом калорий долголетие, участвует в механизме, удаляющем холестерин из организма в виде липопротеидов высокой плотности («хорошего холестерина»).
В более ранней работе авторы продемонстрировали, что высокого уровня белка SIRT1 можно добиться путем экстремального уменьшения поступающих в организм калорий, что неприемлемо для большинства людей.

Ген млекопитающих SIRT1 является гомологом гена SIR2, активность которого способствует продлению жизни дрожжей и круглых червей. Исследователи предположили, что ген SIRT1 также обладает подобными эффектами.

Они установили, что низкий уровень кодируемого геном SIRT1 белка в клетках мышей приводит к накоплению холестерина в клетках, в том числе в макрофагах, из-за слабой активности белка, получившего название печеночный рецептор Х (liver X receptor, LXR).

LXR обеспечивает транспорт холестерина из макрофагов. Наполненные холестерином макрофаги могут вызывать формирование атеросклеротических бляшек, сужающих просвет артерий. SIRT1 стимулирует активность LXR, что приводит к высвобождения холестерина из макрофагов и его выведению из организма в виде липопротеидов высокой плотности.

Препараты, усиливающие активность SIRT1, могут снижать риск развития связанных с накоплением холестерина заболеваний, таких как атеросклероз и болезнь Альцгеймера. Необходимой активностью обладают входящие в состав красного вина полифенолы, однако их количества, которое можно употребить с вином, недостаточно для значительного снижения уровня холестерина.

Авторы считают, что сделанное ими открытие поможет в разработке профилактических средств, снижающих риск развития заболеваний, ассоциированных с повышенным уровнем холестерина в организме.

Интернет-журнал «Коммерческая биотехнология» по материалам