"Фактор старения" передаётся лимфоцитами?

22.11.2007

Фактор старения, передающийся при пересадке тканей мозга и лимфоцитов селезенки, российские ученые исследуют на мышах. Результаты исследования опубликованы ими в журнале «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины».

Российские ученые из НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи РАМН и НИИ морфологии человека РАМН продолжают исследовать обнаруженный ими «фактор старения». Это вещество накапливается в клетках мозга и крови стареющих животных. При пересадке клеток мозга или селезенки старых доноров молодым животным ученые наблюдали ускоренное старение последних. По-видимому, под влиянием донорской ткани организм молодых мышей и сам начинает вырабатывать «фактор старения».

Пока исследователи не выделили фактор в чистом виде и не могут судить о его природе, зато наблюдают его несомненный эффект. Молодые животные, которым вводят мозговой экстракт старых, вскоре седеют, становятся вялыми, а их головной мозг теряет нейроны и зарастает глией (тканью, которая защищает и питает нервные клетки). Сыворотка крови, содержащая фактор старения, ускоряет деление глиальных клеток в культуре - таким методом ученые определяют активность фактора.

Список донорских тканей, стимулирующих выработку фактора старения, растет. Недавно исследователи обнаружили, что мышей старит не только мозговой экстракт, но и лимфоциты селезенки. Эксперименты провели на двухмесячных мышах, разделенных на четыре группы. Мыши первой группы старели естественным путем, мышам второй группы ежедневно в течение пяти дней вводили очищенный мозговой экстракт 20-месячных мышей. Третья группа получила однократную инъекцию лимфоцитов селезенки от этих же доноров, а четвертая - и лимфоциты селезенки, и мозговой экстракт. Через разные промежутки времени у животных определяли активность фактора старения.

У контрольных мышей фактор старения активизировался только спустя полгода после начала эксперимента, то есть в возрасте восьми месяцев. Эффект мозгового экстракта или лимфоидных клеток становился заметным через два месяца после инъекции, а у мышей четвертой группы активность фактора старения повышалась уже через месяц, то есть стареть начинали трехмесячные животные. Через месяц после начала воздействия в этой группе появились и первые погибшие мыши.

У ученых пока нет данных о том, накапливают ли лимфоциты стареющих мышей фактор старения. Но с возрастом они, по-видимому, претерпевают некие изменения, в результате которых приобретают способность ускорять старение, по крайней мере, на пять месяцев. Каковы механизмы изменения лимфоцитов, ученым пока не известно. Их работа важна для понимания не только причин старения, но и возможных опасностей трансплантации.

Автор исследования: Зуев Виктор Абрамович, профессор, зав. лабораторией микробиологии латентных инфекций, Москва, ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи РАМН