Стимуляция аутофагии предотвращает возрастные повреждения нейронов

28.12.2007

Известно, что подавление механизмов аутофагии - “самопереваривания” клеточных структур с целью их обновления – усиливает накопление белковых агрегатов, вызывающих дегенерацию нейронов. Справедливо и обратное: усиление процессов аутофагии способно продлить жизнь организма.

Одной из общепризнанных причин старения является накопление клетками организма (в частности, нейронами) биомолекул – белков, липидов, - повреждённых активными формами кислорода. Повреждённые молекулы могут образовывать агрегаты, такие как липофусциновые гранулы или амилоидные бляшки, приводящие к развитию возрастных дегенеративных заболеваний, в частности – болезни Альцгеймера.

Для самоочистки клетки используют аутофагосомы – специальные “капсулы”, захватывающие повреждённые молекулы, “упаковывающие” их и передающие специальной системе для переваривания. Эти процессы, в частности, интенсифицируются при ограничении питания животных, которое, как известно, может значительно увеличивать проолжительность жизни.

Однако, как обнаружили учёные из Salk Institute of Biological Studies (США) в ходе экспериментов на дрозофилах, уровни нескольких важных сигнальных веществ, участвующих в регуляции аутофагии в нервной ткани дрозофил, снижаются с возрастом. Стоит отметить, что аутофагия и другие механизмы очистки и детоксикации особенно важны именно для нервной ткани, так как в ходе жизнедеятельности нейронов образуется намного больше повреждённых молекул, чем в большинстве других типов клеток (например, в состоянии покоя примерно 1/3 энергозатрат человеческого организма приходится на головной мозг), а популяция нейронов во взрослом организме практически не обновляется.

Учёные сфокусировали своё внимание на одном из белков, связанных с механизмом аутофагии – Atg8a, скорость-лимитирующего участника процесса. Этот белок необходим для формирования аутофагосом. Было обнаружено, что уровень  Atg8a у дрозофил сильно снижается к моменту достижения четырёхнедельного возраста - “среднего” для этого вида. Одновременно наблюдалось начало формирования белковых агрегатов, которые не могли быть удалены механизмами клеточной самоочистки.

Отключение гена Atg8a приводило к тому, что белковые агрегаты начинали формироваться уже в раннем возрасте, а продолжительность жизни дрозофил резко снижалась. При этом последствия накопления агрегатов сильно напоминали нейродегенеративные заболевания человека. Однако, в случае дрозофил, генетически модифицированных для поддержания высокого уровня Atg8a, всё было намного лучше: стимуляция аутофагии не только редотвращала накопление повреждённых биомолекул, но и в целом продлевала дрозофилам жизнь.

Таким образом, было продемонстрировано, что управление аутофагией может значительно смягчить последствия окислительного стресса и продлить жизнь организма. Результаты исследований будут опубликованы в новом выпуске журнала Autophagy.
По материалам ScienceDaily

Ссылка на сайт EternalMind.ru обязательна.