Исследование: ученым удалось построить трехмерную ткань, похожую на ткань головного мозга

11.09.2014

Ученые создали объемную трехмерную ткань, похожую по свойствам на ткань головного мозга. Результаты работы были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Специалисты из Университета Тафтса в Массачусетсе разработали ткань, которая может служить прекрасной живой моделью для изучения процессов как в здоровом мозге, так и при различных заболеваниях и возможных способах лечения.

На данном этапе специалисты изучают процессы, связанные с нервной тканью в лабораторных условиях.

“Мы пользуемся выращенными в различных контролируемых условиях клетками, однако эти модели не способны воспроизвести сложную мозговую организацию, в частности пространственное и функциональное деление на белое и серое вещество”, - отмечает доктор Дэвид Каплан (David Kaplan), ведущий автор работы. “Однако теперь нам удалось создать 3D-модель, построенную из ткани, похожей на нервную ткань головного мозга, и воспроизводящую деление на белую и серую части”.

Серое вещество - главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных, в том числе и человека, включающий клеточные тела нейронов, их отростки, глиальные клетки, а также капилляры. Противопоставляется белому веществу мозга, не содержащему тел нейронов и состоящему главным образом из пучков миелиновых волокон.

В рамках работы специалисты использовали два типа биоматериалов с различными физическими свойствами: одна часть похожа на губку, а другая построена из коллагенового геля. Поэтому клетки, выращенные на этом сочетании, будут иметь разную форму и свойства, интегрируясь и закрепляясь в губкообразной части и прорастая через гелевую.

“Как оказалось, функциональные свойства культивируемых таким образом нейронов в какой-то степени повторяют свойства мозга, включая электрофизиологическую активность и реакцию на химические вещества”, - комментирует доктор Каплан.

В лабораторных условиях ученым удалось поддерживать жизнь созданной ткани крыс дольше двух месяцев.

Теперь ученые планируют еще больше приблизиться к разработанной модели к ткани головного мозга; один из следующих шагов - соответствующая пространственная организация биоматериалов.

Источник: Medlinks.ru по материалам Science Daily